Фрагмент для ознакомления
2
Такие характеристики, как активные роли, зависят от конкретной социальной ситуации и выполняются в определенное время (ученики отвечают на уроках). Роли, определяемые полом, этнической принадлежностью и возрастом, являются нормативными и приобретаются в процессе социализации. Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений, и чем больше диапазон, тем больше масштаб.
Одна из ролей особенно большого масштаба - социальная роль мужа, так как самый широкий диапазон отношений в семье - между супругами. Каждая роль содержит определенные возможности из эмоционального фона индивида. Приобретение роли зависит от того, насколько она неизбежна для человека. Роли пожилой женщины, старика, юноши, подростка и маленькой девочки автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют больших усилий для их приобретения.
Есть роли, связанные с переживаниями (потеря близкого человека), которые совершенно естественны и законны. Есть также роли, требующие подавления и контроля эмоций, например, роли учителей, врачей и консультантов. Каждая роль обусловлена различными мотивами.
Социально-психологический фон, климат - указывает на уровень общей удовлетворенности или неудовлетворенности группы отношениями, деятельностью, общением и взаимодействием. Отношения динамичны, возникают, развиваются и изменяются. Возникновение взаимных контактов, взаимных восприятий и оценок во многом определяет характер отношений; большое значение имеют личность человека, его ценности, жизненный опыт, различные способы восприятия.
Через общение и межличностные отношения люди косвенно интегрируются в систему социальных отношений. В случае с детьми это происходит через их ближайшее окружение, но в случае со взрослыми границы гораздо шире. Не только через общение и межличностные отношения, но и непосредственно, они становятся частью и носителями различных социальных отношений. Отношения формируются и поддерживаются при взаимодействии большого количества людей.
В межличностных отношениях выбор партнеров для общения и любой деятельности является сложным процессом и зависит от общей атмосферы в группе взаимодействующих людей и их психологических характеристик. Межличностные проблемы находятся на стыке общей и социальной психологии. Межличностные отношения не охватывают все социальные связи человека, а ближе к личности и задачам ее формирования.
Возникновение межличностных отношений определяет сложную систему, которая зависит от конкретных параметров, таких как индивидуальное восприятие, мотивация и характеристики интеллекта. Так, стабильные парные дружеские отношения приводят к изменению личностных качеств партнера, причем если его чувства в момент восприятия являются позитивными, то есть делают их схожими по определенным параметрам. Межличностное взаимное неприятие, напротив, сохраняет различие между партнерами по этим параметрам.
Сходства-различия в актуальных личностных характеристиках партнеров (специфические ценностные интересы, мотивы, ориентации, личность, интеллект, темперамент) составляют основу для формирования и развития дружеских отношений [3].
Межличностные отношения можно разделить на производственные и бытовые, в зависимости от сферы, в которой они возникают. Производственные отношения возникают в процессе взаимодействия между различными организациями для решения различных конкретных задач, таких как образование, производство и повседневная жизнь. Эти отношения подразумевают определенные правила, по которым сотрудники действуют по отношению друг к другу. Отношения в семье, в свою очередь, развиваются вне рабочего места. В этих отношениях всегда присутствует личностный и психологический аспект. К ним относятся симпатия, антипатия, взаимное уважение, мнения, подражание и другие социально-психологические явления. Отношения могут принимать различные формы, включая формальные отношения, которые четко определены законами, правилами и инструкциями, и неформальные отношения, которые выражаются в форме предпочтений, симпатии, антипатии, взаимной оценки и авторитета. Поэтому важно проанализировать и сравнить эти типы отношений, включая их сложность и иногда противоречивость, чтобы понять природу отношений между сотрудниками [7].
Определяют деловые отношения и личные отношения. Деловые отношения появляются в связи с совместной работой или по ее поводу.
Личные отношения — это отношения, которые складываются между людьми независимо от характера их работы. Существует также два типа межличностных отношений: рациональные межличностные отношения и эмоциональные межличностные отношения. Рациональные межличностные отношения определяются знаниями людей друг о друге и объективными оценками, которые они получают от других людей. Эмоциональные межличностные отношения дают объективную оценку, основанную на личностном восприятии человека.
Н.Н. Обозов на основе экспериментальных исследований выделяет несколько типов межличностных отношений: приятельские, отношения знакомства, дружеские, любовные, супружеские, родственные. В основе этих отношений лежит избирательность выбора партнера, глубина отношений и функция отношений. Где основным критерием является мера глубины личной вовлеченности в отношения.
Таким образом, межличностные отношения имеют классификацию, которая учитывает различные аспекты деятельности людей и включает такие темы, как общение, межличностное восприятие, межличностная совместимость, межличностный конфликт и психофизиологические отношения, которые были широко изучены независимо друг от друга.
1.2 Границы личностного пространства в современных исследованиях в психологии
До начала 20-го века ученые не рассматривали вопрос о личностных границах. Точнее, они в основном изучали пограничные состояния (между нормой и патологией) в психиатрии или границы личностного пространства и жизнедеятельности, в основном в биологии. Поэтому для психологов было естественно интересоваться в первую очередь личностными границами, которые влияют (позитивно или негативно) на психическое развитие человека. Однако и в психологии развития, и в социальной психологии ученые считали, что рамки, в которых общество ограничивает спонтанные реакции человека, помогают ему усвоить социальные нормы и правила. Эта точка зрения особенно четко прослеживается в работах Э. Дюркгейма, который утверждал, что развитие самосознания и морали происходит через интернализацию норм, правил и стандартов поведения, передаваемых человеку обществом, и что границы, которые обязательно включены в эти правила, помогают их усвоению, Границы, которые всегда включены в правила, помогают их усвоению и оптимизируют процесс социальной адаптации человека) [5, с.102].
Интересной с этой точки зрения является концепция Дж. Болдуина, который выступает за диалектический подход к анализу психического развития, то есть изучение того, что представляет собой индивид с социальной точки зрения, и того, что представляет собой общество с точки зрения индивида. Дети учатся одному и тому же через социализацию. Другими словами, им даются одни и те же знания, одни и те же правила поведения и один и тот же моральный кодекс) [5, с.78].
Работа Дж. Болдуина поднимает вопросы о роли личностных границ не только как внешних, но и как внутренних границ, границ, амбивалентных для развития интеллектуальных и личностных качеств человека.
Личностные границы, понимаемые как препятствия на пути реализации доминирующих мотивов, впервые были изучены в глубинной психологии. Несмотря на разнообразие подходов и концепций в этой школе, неизменным оставалось то, что социальная среда является препятствием для реализации мотивов и желаний человека и ограничителем развития личности. Так, в классическом психоанализе проблема границ представлялась как внешняя (социальная, культурная - не природная) граница, навязанная обществом и другими людьми человеку, стремящемуся к удовлетворению добровольных или контролируемых потребностей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абзианидзе Ш.Г., Джорбенидзе Р.С. О пространственных измерениях личности // Психология и архитектура. Ч. 1 / под ред. Т. Нийта, М. Хейдметса, Ю. Круусвалла. Таллин, 2018. -567 с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект Екатеринбург: Деловая книга, 2017.-624 с.
3. Абрамова Ю. Т. Психология среды: истоки и направления // Вопросы психологии. 1995. - 290 с.
4. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 2019. -356 с.
5. Бендас Т.В. Гендерная психология: учебное пособие. СПб., 2006. 674 с.
6. Валединская О. Р., Нартова-Бочавер С. К. Личностное пространство человека и возможности его «измерения» // Психология зрелости и старения. М., 2002. - 77 с.
7. Выготский Л.С. Проблема возраста. М., 1982. -674 с.
8. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений/Под ред. В. Е. Клочко - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2019.-264 с.
9. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М., 1981.-489 с.
10. Ильин В.А. Психология взросления: Развитие индивидуальности в семье и обществе. М.: Этерна, 2006.-336с.
11. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989.-255с.
12. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. М. 1999. - 176 с.
13. Ле Шан Эдда. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. - Спб.: ЕВРОЗНАК, 2020. -352 с.
14. Мухина В.С. Возрастная психология. М. 2022. – 389 с.
15. Нартова-Бочавер С.К. Понятие «психологическое пространство личности» и его эвристические возможности // Психологическая наука и образование. 2002. № 1. -68 с.
16. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытие. - Спб.: Питер, 2018.- 400с.
17. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - Спб.: Питер, 2000. -624с.
18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 2020. -347 с.
19. Сафонова Т.Я. Психологическое насилие в отношении детей: сущность, последствия, оказание помощи // Актуальные проблемы современного детства. М., 1999. -532 с.
20. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. -546 с.
21. Таут М.П. «Взаимосвязь социальных и пространственных факторов при формировании требований к организации открытых пространств соседского использования// Соц. Психологические основы средообразования. Под ред. Т. Нийта, М. Хейдметса, И. Ю. Крусвалла – Талин, 1985. 189 с.
22. Тинберген Н. Социальное поведение животных. М, 1993. 432 с.
23. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М., 2002.- 235 с.
24. Хачатрянц К.К. Архитектура и человеческие взаимоотношения // Социально-психологические основы средообразования / под ред. Т. Нийта, М. Хейдметса и Ю. Круусвалла. Таллин, 1985.- 475 с.
25. Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 2017.- 432 с.
26. Чудновский В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии // Психологический журнал. 2019. - 67 с.
27. Шмелев И.П. Третья сигнальная система (психологический аспект гармонического резонанса) // Социально-психологические основы средообразования / под ред. Т. Нийта, М. Хейдметса и Ю. Круусвалла. Таллин, 1985. -566 с.
28. Шоттер Дм, М.М. Бахтин и Л.С. Выготский: интериоризация как «феномен границы». 1996.- 56 с.
29. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. -438 с.
30. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев, 1994. -564 с.
31. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1994. -339 с.